Доверие как основополагающий принцип взаимодействия адвоката и доверителя

Доверие как основополагающий принцип взаимодействия адвоката и доверителя

Доверие — это важное, необходимое условие любых взаимоотношений в современном обществе, а если дело касается отношений между человеком, преступившим закон, и лицом, осуществляющим его защиту перед обществом, то данный критерий приобретает еще большее значение. Вместе с тем, степень этого доверия напрямую связана с правом и возможностью адвоката хранить в тайне сведения, доверенные ему подзащитным.

Адвокатская тайна — необходимое условие существования адвокатуры и одновременно процессуальная гарантия полноты, объективности и состязательности уголовного судопроизводства. Адвокат не может оказывать результативную профессиональную помощь доверителю до тех пор, пока между ними не будет достигнуто полное взаимопонимание. Доверитель должен чувствовать абсолютную уверенность в том, что вопросы, обсуждаемые с адвокатом, и предоставленная им адвокату информация останутся конфиденциальными, без каких-либо требований или условий. Следовательно, вопрос адвокатской тайны можно охарактеризовать и как юридический, и как этический.

Существование адвокатской тайны, наряду с врачебной, нотариальной, представляется необходимой. Так, согласно Основным принципам, касающимся роли юристов (приняты 7 сентября 1990г. восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) “правительствам надлежит признавать и обеспечивать конфиденциальный характер любых консультаций и отношений, складывающихся между юристами и их клиентами в процессе оказания профессиональной юридической помощи”. Таким образом, мировым сообществом адвокатская тайна признается более важной, чем, например, банковская тайна, поскольку последняя не может быть запретной для правоохранительных органов в случае проведения расследования, а адвокатская тайна должна быть закрыта всегда.

Однако российские законодатели не раз предпринимали попытки внести изменения в Федеральный Закон от 31.05.2002 “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – ФЗ “Об адвокатуре”), Относительно категории “адвокатская тайна” и даже ее упразднить, но эти попытки пока ни к чему не привели. В Федеральном законе от 31.05.2002 “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”  в ч.1 ст.8 содержится легальное определение термина “адвокатская тайна”. Под ней понимаются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Не подлежит сомнению тот факт, что неразглашение тайны доверителя относится к числу основных принципов адвокатской этики. В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.6 Кодекса профессиональной этики адвоката соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени. Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя .

Что касается термина «адвокатская тайна», то, необходимо отметить, что законодательно перечень сведений, составляющих адвокатскую тайну, не определен. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ “Об адвокатуре” — это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Однако частично этот круг сведений вытекает из ч. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката:
•    факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей; все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
•    сведения, полученные адвокатом от доверителей;
•    информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
•    содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю, или ему предназначенных;
•    все адвокатское производство по делу;
•    условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
•    любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Данный перечень является открытым, значит, может включать иные сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи. Весьма интересен вопрос о возможности отступления от принципа адвокатской тайны. В советское время уголовный закон предусматривал ответственность за недонесение о совершении ряда преступлений, и адвокат был обязан сообщить соответствующим должностным лицам сведения о готовящемся или совершенном преступлении, недонесение о котором — уголовно наказуемое действие.

В уголовно-процессуальной литературе современного периода данный вопрос также решается неоднозначно. Одна группа авторов предполагает возможность разглашения адвокатом доверенной ему тайны, если обвиняемый сообщил адвокату о готовящемся опасном преступлении, совершение которого возможно предупредить. При этом должны обязательно оговариваться случаи и ситуации, в которых адвокат должен доводить ставшую ему известной информацию до сведения органов, проводящих расследование и оперативно-розыскную деятельность .

Но как быть с нормой, сформулированной в ст. 8 Закона об адвокатуре, где речь идет о «любых» сведениях, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, то есть данный закон не принимает каких-либо ограничений объемов адвокатской тайны. Более правильным следует считать, что адвокат не может и не должен раскрывать сведения, доверительно сообщаемые ему клиентом. Адвокат не свидетель, не источник доказательств, он не дает показаний и допросу не подвергается.

В любом случае деятельность адвоката должна носить законный характер и при всех обстоятельствах он должен сохранять честь и достоинство, присущие профессии, в которой одним из главных принципов является сохранение адвокатом тайны своего доверителя.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Обратный звонок
Указать удобное время
или отправьте
нам сообщение
или закажите
обратный звонок
Яндекс.Метрика